27 января 2014 г.

Как стать хорошим "внедренцем"?

В этой заметке мы попробуем разобрать как стать хорошим консультантом на проектах внедрения информационных систем (ИС) или по-простому «внедренцем». (Подробнее о том, что такое проект внедрения можно прочитать здесь.) Откуда появляется хороший внедренец? Каким образованием, и какими навыками должен обладать?

Сначала разберемся, а может, и немного запутаемся с вопросом: Кто такой «внедренец»? На мой взгляд, это смесь аналитика, IT – специалиста и психолога. Все эти роли должны быть проявлены в нем в той или иной мере.
Откуда он появляется? Как ни банально это звучит, но оттуда, откуда и все люди – от мамы и папы. А вы думали по-другому? Потом их выкармливают, в меру воспитывают. Они ходят в садик, потом в школу, а потом и в высшее учебное заведение, а может даже и не одно. Вот так как-то просто и стандартно. Жаль, что их пока не научились клонировать.
Каким образованием должен обладать? Во внедрение приходят люди из разных профессий и с разным образованием. Но желательно иметь профильное образование по предметной области информационной системы (экономика, финансы, делопроизводство) или образование в IT области. Хотя при современном уровне доступности знаний, и при хорошей мотивации, за полгода можно стать хорошим специалистом в любой предметной области, за исключением, наверное, высокоточных наук и медицины.
Какими навыками должен обладать? А вот тут остановимся по подробнее и разберем более детально.
Мы не будем изобретать велосипед заново, а для начала воспользуемся теми требованиями и навыками, которые Карл Вигерс в своей книге «Разработка требований к программному обеспечению» определил как обязательные для аналитика. Внедренец работает в разных ролях, но большую часть времени он работает все-таки в роли аналитика (бизнес-аналитика, системного аналитика).

Вот какие обязательные навыки он приводит:
    «Умение слушать. Активное слушание подразумевает устранение помех, сохранение вежливой позы и зрительный контакт. Вам нужно моментально схватывать, что говорят люди, и уметь читать между строк, чтобы обнаружить вещи, о которых они стесняются говорить. Важно не только то, что вам говорят, но и то, как вам это говорят.
    Умение опрашивать и задавать вопросы. Большая часть информации извлекается из беседы с людьми, и поэтому аналитик должен уметь общаться с разными людьми и группами. Встречаются разные собеседники: кто-то желает рассказать все, что знает и даже не по теме, кто-то отвечает только на конкретные вопросы, кто-то выдает желаемое за действительное. И только с помощью правильных вопросов из огромного потока информации можно выявить существенные требования.
    Навыки создания комфортных условий общения. Умение организовать дружескую атмосферу — один из необходимых навыков аналитика. В комфортных условиях всегда лучше работается.

    Умение наблюдать. Наблюдая за тем, как пользователь выполняет свои обязанности или работает с имеющимся приложением, опытный аналитик выявит моменты, о которых пользователь даже не упомянул. Наблюдательность помогает направить дискуссию в новое русло, чтобы выявить дополнительные требования, о которых никто ничего не сказал.
    Стрессоустойчивость. В процессе работы появляется огромное количество информации (часто противоречивой) и данных. Аналитик должен быть к этому готов, уметь сориентироваться в новых условиях, не поддаваться панике.
    Умение анализировать и обрабатывать информацию. Аналитик имеет дело с большим объемом беспорядочной информации, собранной на первом этапе. Способность обрабатывать большой объем информации и анализировать его позволит структурировать данные и выстроить ясную и четкую картинку.
    Умение решать проблемы и разрешать конфликты. В проекте может работать большое количество заинтересованных лиц и участников проекта, каждый из которых имеет свой взгляд и видение. Аналитик должен обладать умением выслушать все стороны, обобщить информацию, принять оптимальное решение и убедить стороны в его правильности.
    Умение вести переговоры. Аналитик должен уметь организовать людей с разными интересами для совместной работы, и уверенно чувствовать себя в разговорах с сотрудниками, занимающими разные должности в организации.
    Умение работать в команде. Он должен уметь работать в команде, доверять своим коллегам и осознавать ответственность перед ними, выполняя свою часть работы.

    Творческий подход. Аналитик — не просто стенографист, записывающий все высказывания клиентов. Внедренцы изобретают новый удобный функционал ИС. Отличный аналитик творчески подходит к делу».
Еще необходимо добавить:
    Знание предметной области ИС. Внедренцу, хорошо знающему предметную область, легче общаться с клиентами и понимать их. Также ему удается выявить невысказанные предположения и неявные требования.  Если внедренец работает с системой бухгалтерского учета, он должен знать практику бухучета на уровне квалифицированного бухгалтера, если с системой финансового учета, то на уровне квалифицированного финансиста. Если же внедряется система электронного документооборота, то внедренец должен разбираться в процессах, которые автоматизируются на предприятии. Например, в делопроизводстве, особенностях договорной работы и т.д.
    Знание в области проектирования и разработки ИС. Внедренец должен иметь представление о жизненном цикле ПО, о методологиях разработки, об основах системного анализа, о нотациях и инструментах проектирования и моделирования, о теории реляционных БД.
Выводы:
1.     Вы скажете «Ого какие требования!» и «Да таких спецов на свете не бывает». Да, хорошим внедренцем стать трудно, но возможно, и примером тому служат мои коллеги.
2.     Что же все-таки делать, чтобы приобрести все эти навыки и знания? Путь только один – это постоянно учиться, и применять полученные знания на практике. Очень хорошо в этом помогает изучение положительного опыта ваших старших коллег. Можно даже выбрать, кого-нибудь как пример, и все делать как он. И тогда, с большой вероятностью, вы станете таким же профессионалом. Также необходимо изучать материалы по теме, например, можем вам посоветовать раздел, посвященный внедрению, на ресурсе ECM-Journal.ru.
Да не иссякнет никогда источник вечного наслаждения внедренца – улыбки и радость довольных пользователей заказчика.








Автор: Касаткин Михаил, консультант-менеджер отдела консалтинга и внедрения корпоративных систем управления НПО «Компьютер»




Комментариев нет: